Заинтересованность в высоком качестве товаров и борьба с контрафактом привела к созданию системы маркировки товаров «Честный ЗНАК». Сегодня в ней зарегистрировано большинство товарных категорий, представленных на территории России — а процесс последовательно охватывает оставшиеся группы продукции. Именно поэтому ИП и юрлицам важно современно присоединиться к системе и ввести товары в оборот должным образом: сегодня это возможность вести бизнес в соответствии с законодательством, не боясь штрафов и убытков.
Об авторе
Татьяна
Аккредитованный специалист по сертификации и декларированию
Что такое «Честный ЗНАК»: особенности национальной системы цифровой маркировки
Государственная система маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК» начала разрабатываться еще в 2015 году, а первые эксперименты регистрацией продукции по новым правилам начались уже в 2016. Суть такого высокотехнологичного решения заключается в идентификации каждой единицы товара c помощью уникального цифрового кода Data Matrix, защищенного современными криптографическими методами. Благодаря этому решаются важные задачи:
- Появляется возможность полностью проследить путь товара от производителя до передачи конечному покупателю, что позволило снизить риски и объемы появления контрафактной продукции в розничных магазинах.
- Код становится подтверждением абсолютной легальности продукта.
- Покупатель может быть уверенным в качестве товара — а также может получить всю необходимую информацию о нем, отсканировав код Data Matrix в официальном приложении «Честный ЗНАК».
Первый и единственный оператор системы — компания «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). Право выпускать коды Data Matrix для маркировки товаров и хранить информацию о них есть только у нее, поэтому все запросы на генерацию от продавцов и изготовителей направляются в ЦРПТ.
Принцип работы государственной маркировки товаров
Код Data Matrix содержит все ключевые данные о товаре, которые становятся доступны при его считывании специальным оборудованием — сканером штрихкодов или терминалом сбора данных. Работа с маркированным изделием выглядит следующим образом:
- Производитель или продавец наносит код на упаковку отдельного товара или на тару с несколькими товарами одного группы (если применяется партионный учет).
- Маркированная продукция регистрируется в системе «Честный ЗНАК» и вводится в оборот.
- При каждом движении товара — отгрузке, транспортировке, поступлении в магазин, оплате на кассе, возврате — специалист или ответственное лицо считывает код маркировки, и данные в системе обновляются.
- При покупке товара и его передаче конечному потребителю онлайн-касса также передает информацию в систему через оператора фискальных данных (ОФД), после чего товар выводится из оборота, а его код DataMatrix аннулируется.
При обнаружении поддельного кода система заблокирует как дальнейшее движение, так и продажу изделия. Кроме того, магазин не сможет отпустить маркированный товар покупателю, если срок его годности истек.
Участники маркировки
Регистрация в системе «Честный ЗНАК» требуется всем предпринимателям и организациям, выпускающим и продающим продукцию, подлежащую маркировке согласно законодательству. Участниками процесса сегодня являются:
- Производители. ИП и компании, выпускающие маркируемую продукцию, получают и наносят коды Data Matrix еще до отгрузки товара согласно принятому типу учета — объемно-сортовому или партионному.
- Импортеры. Предприниматели, ввозящие товар из-за границы, должны также получить уникальные коды и нанести их на упаковки или штучные изделия. Это необходимо сделать на логистическом складе до пересечения границы или на таможенном складе на территории РФ после ввоза.
- Оптовики и дистрибьюторы. Организации, занятые закупкой, хранением и перепродажей товаров также обязаны регистрироваться в системе маркировки и прослеживания, поскольку они обязаны подтверждать все этапы перемещения товаров, включая прием и отгрузку.
- Розничные магазины. Продавец должен подтвердить передачу товара конечному потребителю и его выведение из оборота, поэтому участие в системе обязательно и для него.
Кроме того, к «Честному ЗНАКУ» подключены и контролирующие органы, имеющие право использовать хранящуюся там информацию для проверок бизнеса — в их числе Министерство торговли и промышленности, Федеральная налоговая служба и другие.
Какие товары подлежат маркировке в системе «Честный ЗНАК»?
Вопрос «что именно нужно маркировать» начинающие предприниматели обычно задают сразу после вопроса «зачем нужен Честный «ЗНАК». На 2025 год уникальные коды присвоены товарам из большинства популярных категорий, включая следующие:
- одежда и товары легкой промышленности;
- обувь;
- духи и туалетная вода;
- соки и безалкогольные напитки;
- пиво и слабоалкогольные напитки;
- молочная продукция;
- табак и табачные изделия;
- икра осетровых и лососевых;
- упакованная и бутилированная вода;
- консервированная продукция;
- детские игрушки;
- лекарства и медицинские изделия;
- ветеринарные лекарственные препараты;
- БАДы;
- фотоаппараты и лампы-вспышки.
Полный перечень категорий с данными о сроках и исключениях доступен на официальном сайте Национальной системы. Кроме того, там же представлены группы товаров, для которых запланирован период экспериментальной маркировки — сладости, слабый алкоголь, пиротехника, кабельная, печатная и оптоволоконная продукция и т.д.
Этапы маркировки
Регистрация товаров в «Честном ЗНАКе» — постепенный процесс, который включает три этапа:
- Эксперимент. На этом этапе контролирующие органы отслеживают эффективность маркировки для какой-либо товарной категории и при необходимости вносят правки. Участники — производители и импортеры — могут участвовать в эксперименте по собственному желанию и с пользой для себя, поскольку за это время можно детально изучить все требования системы, подготовить и настроить оборудование.
- Внедрение. Еще до начала эксперимента «Честный ЗНАК» публикует примерные сроки начала обязательной маркировки товаров. После наступления указанной даты все компании и предприниматели, работающие с данной группой продукции, должны начать регистрацию и введение в оборот соответствующих изделий из собственного ассортимента. Также им необходимо промаркировать остатки и настроить систему товароучета в соответствии с нововведениями.
- Запрет на оборот немаркированной продукции. Если предприниматели не успели промаркировать товары до окончания срока внедрения, их дальнейшая продажа становится невозможной: за попытку продать немаркированную продукцию предусмотрены штрафы.
Хотя первый этап маркировки называется экспериментальным и постановление о регистрации в «Честном ЗНАКе» новой товарной категории на этом этапе еще не утверждают, еще ни разу не было случая, когда эксперимент заканчивался без дальнейшего обязательного внедрения, именно поэтому предпринимателям важно участвовать с самого начала, чтобы как следует подготовиться.
Регистрация в Честном ЗНАКе для ИП и организаций
Быстрое оформление документов
Квалифицированные эксперты
Заказать
Чтобы присоединиться к Национальной системе цифровой маркировки, предпринимателю необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) в местном управлении Федеральной налоговой службы. После этого необходимо последовательно выполнить следующие действия:
- Пройти регистрацию и открыть собственный единый кабинет на сайте системы «Честный ЗНАК».
- Описать товары в каталоге, заполнив для каждого отдельную карточку и отправив ее на проверку.
- Заказать и оплатить коды Data Matrix для всех товаров.
- Подобрать оборудование и ПО для работы с маркируемыми товарами.
- Выбрать компанию, способную обеспечить качественную поддержку и своевременное обслуживание оборудования.
Регистрация для импортеров, производителей, оптовиков и розничных продавцов может отличаться в деталях. Однако на официальном сайте системы «Честный ЗНАК» представлены подробные инструкции, благодаря которой пройти всю процедуру можно без нарушений.
Несоблюдение закона о маркировке влечет за собой штрафы в размере до 1 миллиона рублей и даже лишение свободы сроком до 6 лет. Чтобы этого избежать, важно тщательно отслеживать новости от «Честного ЗНАКа» и своевременно вводить товары в оборот. Если вам требуется консультация или помощь в оформлении документов для регистрации в системе, сотрудники центра сертификации «Авитион» в Москве обязательно вам помогут.