Москва
Пн-Пт, с 9:00 до 19:00
Достижения генной инженерии активно используются в выведении культурных растений и производстве продуктов питания. Сегодня потребителям предлагают все больше товаров с определенным содержанием ГМО, что зачастую вызывает настороженное к ним отношение. В то же время к продуктам без генно-модифицированных организмов относятся с большим доверием, и это побуждает производителей получать сертификат об отсутствии ГМО.
Под ГМО понимают организмы, геном которых был искусственно изменен методами генной инженерии для получения запланированных свойств культурных растений и живых грибковых культур. Внедрение таких технологий привело к значительным достижениям:
Негативное влияние употребления продуктов с ГМО на здоровье человека научно не доказано. Однако сегодня у использования генно-модифицированных организмов есть много противников, уверяющих, что в перспективе они вызывают аллергию и хронические заболевания, включая онкологические.
Хотя на данный момент доказательств этому нет, ученые признают, что окончательные выводы для полной безопасности ГМО делать рано. Именно поэтому в ряде стран выращивание культур на их основе запрещено полностью, в других — маркировка о наличии генно-модифицированных организмов обязательна. В России производители также должны маркировать продукцию с ГМО в соответствии с нормативными документами, а использование модифицированных семян для масштабных посадок запрещено с 2016 года. Тем больше интереса у потребителей вызывают продукты с подтвержденным отсутствием таких компонентов, а производители стремятся привлечь их внимание, заявляя об их неиспользовании в своих товарах.
Согласно ТР ТС 022/2011, продукты, полученные с применением ГМО, должны быть помечены информацией «продукция, полученная из генно-модифицированных организмов», «генетически модифицированная продукция» или «продукция содержит компоненты генно-модифицированных организмов». При этом знак маркировки «ГМО» ставится рядом с единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС и соответствует ему по форме и размеру.
Если продукция содержит ГМО в минимальных значениях или не содержит совсем, производитель может не указывать эту информацию. Однако маркировка, подтверждающая отсутствие генно-модифицированных организмов, может принести компании ряд преимуществ:
Подтверждение отсутствия ГМО в производимой продукции также укрепляет имидж компании, подчеркивает заботу о потребителях и приверженность экологическим ценностям.
Право наносить на продукцию знак «Без ГМО» появляется у производителя в следующих случаях:
Производитель может не заявлять об отсутствии ГМО в принципе. Однако и нанести знак самостоятельно и по собственному желанию он не имеет право. Соответствующая маркировка ставится строго после проведения лабораторных исследований и получения сертификата.
Порядок изучения продуктов на наличие и уровень содержания ГМО регламентируется двумя стандартами — ГОСТ Р 52173-2003 «Метод идентификации генетически модифицированных источников (ГМИ) растительного происхождения» и ГОСТ Р 34150-2017 «Метод идентификации генно-модифицированных организмов растительного происхождения (ГМО) с применением биологического микрочипа». В них указан полный список необходимого оборудования и аппаратуры, изложен порядок отбора проб и проведения анализа, а также последовательность обработки результата.
После успешного прохождения лабораторных испытаний производителю вручают сертификат, дающий ему право маркировать свою продукцию знаком «Без ГМО» или «Не содержит ГМО». Знак действует три года, так же, как и сертификат. Своевольное нанесение маркировки без лабораторных испытаний и наличия протокола с результатами рассматривается как нарушение законодательства.
Незнание процедуры сертификации товаров без ГМО может привести к проволочкам и задержке их выпуска в продажу. В центре сертификации «Авитион» в Москве подробно расскажут, какие документы требуются производителю и помогут подготовиться к беспроблемному прохождению экспертизы и проверкам продукции для быстрого получения сертификата.