Еще в конце 2022 года Министерство промышленности и торговли РФ приняло решение об обязательной маркировке пива с начала весны 2023 года. Инициативу поддержали крупные отечественные пивоваренные компании, включая «Балтику», AB InBev Efes и «Heineken Россия» — все они заинтересованы в качественном позиционировании собственной продукции на рынке и борьбе с контрафактной продукцией.
Сегодня процесс маркировки активно развивается, а все его участники должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» для прослеживания и отчетности о движении товаров.
Об авторе
Татьяна
Аккредитованный специалист по сертификации и декларированию
Пивная продукция, подлежащая маркировке
На официальном сайте Национальной системы цифровой маркировки перечень товаров для прослеживания представлен с кодом ТН ВЭД на пивные напитки, а также с обозначением ОКПД-2 — Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
В перечень продукции, с которой импортерам, поставщикам и продавцам уже необходимо работать через систему маркировки, вошли:
- солодовое пиво крепостью от 0,5% до 8,6% и выше;
- пивные напитки;
- сидр и грушевый газированный сидр (пуаре);
- сброженные игристые и неигристые напитки с фактической концентрацией спирта не более 7%.
На 2025 год маркировке не подлежит только пиво, залитое после варки в изолированный транспортировочный контейнер или танк, в котором напиток доставляют в магазин или точку общепита для продажи в розлив. Маркировка алкоголя крепостью значительно выше 7% на данный момент не запланирована.

Сроки маркировки и введения в оборот пива и пивных напитков
История и периоды регистрации и прослеживания пивной продукции в системе «Честный ЗНАК» выглядит следующим образом:
- 1 марта 2023 года — начало регистрации оборота пива и пивных напитков в Национальной системе цифровой маркировки.
- 1 апреля 2023 года — старт маркировки пива в кегах.
- 1 октября 2023 года — начало маркировки пива в полимерной упаковке и стеклянной таре (производителями).
- 15 января 2024 года — начало обязательной маркировки пива и пивных напитков в любой упаковке и передачи розничными точками сведений о вскрытии кеги и ее подключению к оборудованию для розлива
- 1 июня 2024 года — старт розничных продаж маркированной продукции во всех видах упаковки;
- 15 января 2025 года — полный запрет на продажу и вывод из оборота немаркированного пива и пивных напитков в потребительской упаковке.
- 1 марта 2025 года — необходимо передавать сведения о выводе из оборота напитков в кегах по причинам, не связанным с розничной реализацией товара.
- 1 мая 2025 года — необходимо сообщать через ЭДО о вводе в оборот напитков в потребительской упаковке, а также об их перемещении между складами и цехами.
- 1 сентября 2025 — введение правила, предусматривающего необходимость сообщать о выводе из оборота слабоалкогольного пива и пивных напитков в потребительской упаковке по причинам, не связанных с продажей товара в розницу.
При этом все участники оборота должны вести артикульно-партионный учет и предоставлять акты списания и декларации в ЕГАИС.
Особенности работы с маркированными пивными напитками и пивом в точках общепита и розничных продаж
Предприниматели, закупающие пиво в кегах для последующей продажи в розлив, также должны подавать сведения о вскрытых емкостях, подключенных к оборудованию для розничной продажи. Ключевыми обязанностями участников оборота остаются:
- Сообщение о подключении кега к оборудованию для розлива не позднее следующего рабочего дня с момента вскрытия емкости с напитком.
- Предоставление данных в течение 30 календарных дней с момента подключения, если магазин работает в удаленных районах, где сеть недоступна.
- Указание точной локации кега при его подключении к оборудованию.
- Указание в чеке объема напитка и кода маркировки при розничной продаже через ККТ.
Сведения можно подать как через API, так и вручную через личный кабинет на сайте «Честного ЗНАКа»
ЕГАИС и Честный ЗНАК: отличия
Сходство систем ЕГАИС и «Честный ЗНАК» заключается в общей направленности решения: обе созданы для контроля оборота товаров и борьбы с подделками. Учет крепкого алкоголя через ЕГАИС ведется с помощью акцизных марок, однако путь каждой товарной единицы от производителя к конечному потребителю не отслеживается — ведется только учет розничных продаж и регистрация фактов закупки алкогольной продукции. Для прослеживания пива и пивных напитков применяются коды Data Matrix, которые генерирует ЦРПТ — оператор системы «Честный ЗНАК».
Быстрое оформление документов
Квалифицированные эксперты
Заказать
Подготовка к маркировке пива и пивных напитков
Начинающим предпринимателям, планирующим заняться производством, поставками или розничной продаже пива и пивных напитков, необходимо последовательно пройти все шаги по регистрации в системе «Честный ЗНАК» и подготовке оборудования для маркировки. Пошаговая инструкция для них выглядит следующим образом:
- Получение УКЭП. Усиленная квалифицированная электронная подпись необходима для подключения к электронному документообороту и создания личного кабинета на сайте «Честного ЗНАКа». Как организации, так и индивидуальные предприниматели могут получить УКЭП в налоговой службе по месту жительства.
- Заключение договора с оператором фискальных данных. Сегодня ОФД с официальным разрешением на ведение деятельности обычно предлагают интеграцию как с ФНС, так и с системой «Честный ЗНАК». Это не только удобно, но и позволяет бесперебойно передавать информацию о движении товаров.
- Установка нового ПО. Для регистрации и маркировки пива в «Честном ЗНАКе» могут понадобиться плагины, токены и средства криптографической защиты. Подробные инструкции по установке обновлений и настройке компьютера можно получить в ФНС России.
- Регистрация на сайте системы. Следующий шаг — регистрация личного кабинета на сайте «Честного ЗНАКа» с заполнением формы с данными о себе и описанием товаров в специальных карточках.
Еще один важный шаг — закупка и подготовка оборудования. Участнику оборота пива и пивных напитков потребуется принтер этикеток, сканер двухмерных штрихкодов для считывания кодов Data Matrix, а также обновление и настройка подключенной онлайн-кассы.
Штрафы за нарушение правил маркировки пива и пивных напитков
Несмотря на подробные инструкции и доступность информации некоторые участники оборота по-прежнему нарушают порядок маркировки продукции. Независимо им может грозить наказание:
- за отсутствие Data Matrix на упаковках — 5-10 тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и 50-100 тысяч рублей — для юридических лиц.
- за приобретение, производство, хранение и сбыт товаров с поддельной маркировкой или вообще без маркировки — 30-50 тысяч рублей для ИП и 50-300 тысяч рублей для юридических лиц.
- за несвоевременное введение продукции в оборот — 30-50 тысяч рублей для ИП и 200-300 тысяч рублей для юридических лиц.
За совершение правонарушения группой лиц или в особо крупных размерах предусмотрены крупные штрафы в размере до 1 миллиона рублей и даже лишение свободы сроком от 3 до 6 лет.
Чтобы этого избежать, важно своевременно реагировать на требования законодательства и проводить маркировку товаров в соответствии с новыми правилами. Если у вас возникнут затруднения с подготовкой или оформлением документов, консультанты центра сертификации «Авитион» в Москве придут на помощь.