Сегодня все больше потребителей заинтересованы в экологичности и безопасности приобретаемой ими продукции — а также в защите окружающей среды от вредных факторов производств и последствий утилизации отдельных товаров. Стараясь привлечь покупателей, компании часто делают акцент на натуральности и использовании органических компонентов, проставляя на упаковке значки вроде ECO либо «БИО» или же используя их в названии самого продукта.
Об авторе
Алина
Аккредитованный специалист по сертификации и декларированию
Однако потребителю уже недостаточно заверений производителя в определенных свойствах товара — и он ищет официальные подтверждения его качества и отсутствия негативных влияний на окружающую среду. Специально для этого и была разработана экологическая маркировка продукции — система обозначений, позволяющая покупателю понять степень соответствия критериям натуральности и «чистоты».
Международный ECO знак
Европейкий ECO знак
Российский ECO знак
Что обозначает экологическая маркировка?
На сегодняшний день этот тип маркировки не является обязательным, и производители проходят экспертизы и проверки для получения значка добровольно. Однако для определенных групп товаров эко-знаки особенно важны, поскольку вызывают больше доверия у покупателей, а значит — повышают интерес к продукции:
- Продукты питания. Знак прохождения товаром экологической экспертизы подтверждает отсутствие в составе тяжелых металлов, пестицидов, антибиотиков и экотоксикантов. Наличие экомаркировки на растительной продукции также гарантирует отсутствие обработки семян химическими препаратами и применение безопасных удобрений при выращивании. Значок на упаковке яиц или мясной продукции свидетельствует о том, что это экологически чистый продукт, выращенный без стимуляторов роста, антибиотиков и кормов с содержанием ГМО. Требования к лабораторным исследованиям пищевых продуктов наиболее обширные и строгие: для маркировки растительной продукции проверяют даже почву.
- Бытовая химия. Отметка на упаковке позволяет убедиться, что чистящее или моющее средство не содержит агрессивных компонентов, опасных для здоровья человека — фталатов, фосфатов или оптических отбеливателей. Полную безопасность состава гарантирует только I тип экомаркировки.
- Строительные материалы. Потребители давно задумались о токсичности товаров для ремонта и отделки — а знающие, что такое экомаркировка продукции, уже ищут соответствующий символ на упаковке. Стройматериалы также проходят строгую проверку на экологическое соответствие: например, стандартная проверка линолеума выявляет отсутствие четырех опасных соединений в составе, в то время как для подтверждения экологичности необходима экспертиза по 23 компонентам.
Экомаркировка также возможна для одежды, текстиля, бытовой техники, косметики и других товарных категорий. Производители, заинтересованные в успешном выходе на рынок, передают на экспертизу все новые и новые группы продуктов.
Быстрое оформление документов
Квалифицированные эксперты
Документ |
Стоимость |
Экологический сертификат |
35 000 руб. |
Заказать
Типы экологической маркировки
Сегодня экомаркировка в России осуществляется по трем типам:
- I тип. Показывает наиболее серьезный подход производителя к экологической безопасности своего продукта. В этом случае его проверка проводится в лабораториях со соблюдением требований и процедур, установленных стандартом ГОСТ Р ИСО 14024-2022. Экологичность оценивается по всему жизненному циклу продукта — от подготовки сырья до транспортировки и утилизации. При успешном прохождении испытаний выдается сертификат, а на упаковку с продукцией наносят соответствующий знак. Обозначения различаются как у стран, так и у торгово-экономических организаций. К примеру, в России экомаркировка I типа — «Листок жизни», в Германии — «Голубой ангел», в Швеции и Финляндии — «Северный лебедь».
- II тип. Этот тип маркировки не предполагает лабораторных исследований и носит декларативный характер. Ответственность за реальную экологическую безопасность и чистоту продукта лежит на производителе. С 2023 года для маркировки II типа действует стандарт ГОСТ Р ИСО 14021-2023, определяющий требования к формулировкам заявлений и знакам экомаркировки. «Листок жизни» на такие товары не наносят: чаще всего производители используют обозначения «ЭКО продукт», «пригодный для переработки», «биоразлагаемый» и т.д.
- III тип. Маркировка подтверждает тщательную проверку экологического следа товара — объем использованных при его изготовлении ресурсов, количество выбросов парниковых газов и воздействие иных факторов на окружающую среду. Процедуры об установке экологического соответствия регламентируются стандартом ГОСТ Р ИСО 14025-2012, результаты оформляют как отдельный документ — без значков на упаковке.
Экомаркировка продукции — возможность показать потребителю приверженность экологически чистым технологиям, заботу об окружающей среде и благополучии покупателей. Такие товары вызывают больше интереса и лояльности, что ведет к росту продаж и укреплению репутации на рынке.
Сотрудники центра сертификации «Авитион» в Москве готовы проконсультировать вас по любым вопросам, связанным с экологической маркировкой товаров, а также помогут оформить заявление и подготовиться к прохождению экспертиз.